Искусствовед Музея-заповедника «Павловск» Юрий Мудров рассказывает о дворце и парке Ораниенбаума.
Возникший в начале ХVIII столетия как вельможная усадьба, Ораниенбаум позднее становится резиденцией наследника российского престола. Тогда-то и начинается формирование блестящего архитектурно-художественного ансамбля. В короткое время создаются дворцы и павильоны, парковые затеи – непревзойденные образцы зодчества и интерьерного убранства стиля рококо. Ораниенбаум уникален своей целостностью, выдержанностью стиля и, главное, – подлинностью. Вельможное поместье петровской эпохи, резиденция наследника русского престола, «царицына дача», императорское, а затем – великокняжеское владение и герцогское «гнездо» – таковы основные вехи истории этого места.
Китайский дворец
В 1710 году здесь для Александра Меншикова началось строительство представительской усадьбы, которую любил посещать Петр I. Она была частью величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция «первого» вельможи государства стала и одним из символов торжества России, победившей в Северной войне. Большой дворец был возведен в 1711-1727 годах архитекторами Д. Фонтана и И.Г. Шеделем. В дальнейших работах принимали участи Н. Пино, Ф. Растрелли, А. Ринальди. Дворец имеет два парадных фасада: южный – обращён к Верхнему парку, а северный – широкой, в 210 метров дугой, разворачивается к заливу. Центр композиции – двухэтажный корпус с высокой ломаной крышей и фонариком-бельведером, увенчанный княжеской короной. К нему примыкали одноэтажные дуги боковых галерей, которые заканчивались купольными павильонами. В восточном находился Японский зал, а в западном – церковь Святого Пантелеймона Целителя.
При всем размахе и величии внешнего облика, дворец внутри был уютным и нарядным. Он имел семьдесят шесть небольших помещений, две комнаты были личными покоями Петра I, а знаменитой «турецкой баней» дворца император пользовался для «поправки здоровья».
Когда в 1743 году из Германии прибыл племянник императрицы Елизаветы Петровны – будущий Петр III, – Ораниенбаум стал его летней резиденцией. Для внука Петра I и одновременно внучатого племянника шведского короля Карла ХII здесь была устроена «потешная крепость». В 1758-1762 годах Ринальди, творческий взлёт которого, по сути, начался в Ораниенбауме, возвёл здесь изысканный миниатюрный дворец. Интерьеры дворца сохранили свою первоначальную отделку – лепку, резьбу, живопись и лаковые росписи, ткани и наборные паркеты.
Миниатюрная Буфетная сохранила необычную декорировку стены. Двадцать две полочки-консоли, служащие подставками для фарфоровой пластики, вместе с китайскими статуэтками и вазочками составляют единую изящную композицию. Картинный зал – самое большое помещение дворца, служившее и парадной приёмной, и столовой. Его первоначальный художественный облик в ХIХ веке был изменён, но в 1961-1962 годах основные черты зала были восстановлены. Прежде всего, это касается живописного убранства. Известно, что в 1762 году академик Я. Штелин и художник К. Пфандцельт произвели размещение по «шпалерному» принципу богатой художественной коллекции Петра III – 61 полотно итальянской, голландской, немецкой и фламандской школ ХVII-ХVIIIвв. Подлинность первоначального облика доносят до нас изумительные лаковые росписи в «китайском стиле» 218 панелей, откосов и дверей зала, выполненные известным «лакирным мастером» Фёдором Власовым.
Вид на Нижний сад и Большой Меншиковский дворец
Блестящий памятник эпохи рококо – Китайский дворец признан памятником культуры мирового значения. Это единственные дошедшие до нас в своей подлинности памятники в императорских резиденциях окрестностей С.-Петербурга.
Екатерина II в бытность ещё великой княгиней задумывалась о создании в Ораниенбауме небольшой личной резиденции. «Я занималась тогда в Ораниенбауме разбивкой того, что называют там моим садом, и посадками в нём», – она писала позже. В 1762 году Ринальди приступил к строительству её дворца, сооружение которого было закончено шесть лет спустя. Однако отделочные работы в интерьерах продолжались ещё несколько лет.
Облик дворца прост и одновременно изыскан. Ему менее всего подходит громкое определение – дворец, недаром первоначально он назывался «домиком». Он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу. Декоративная решётка завершает оформление дворцового экстерьера с севера. Южный фасад в самой середине ХIХ века по проекту Л. Бонштедта и А. Штакеншнейдера приобрёл новые черты, став двухэтажным.
Дворец, скромный внешне, поражает внутренним убранством. Череда покоев, сменяющих друг друга и словно соревнующихся в своей изысканности и прихотливости, представляет всевозможное разнообразие стилевых приёмов рококо. «Китайский дворец – единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено – такая грациозная, изящная безделушка, что глядя на него, нельзя не залюбоваться. Живописные узоры, штукатурные орнаменты, картины, архитектурные детали – всё это связано в одно неразрывное целое, имеющее по своему чисто музыкальному эффекту что-то общее с сонатами Гайдна или Моцарта…», – писал А. Бенуа. Изысканность интерьеров подчеркивается использованием стилизованных восточных мотивов, включением в интерьер подлинных произведений искусства Китая и Японии.
Ринальди использовал весь богатый арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры. Это тонкая лепка разнообразного рисунка, сочная резьба по дереву, живописные плафоны, уникальные паркеты. Последние не имеют себе равных в русском декоративном искусстве. Набранные из разных, в том числе, экзотических, пород дерева, они удивляют сложным набором рисунка, своей оригинальностью, виртуозностью техники и вдохновенностью исполнения.
Не менее интересна декоративная живопись Китайского дворца. Каждый зал украшен плафоном, тринадцать из которых были выполнены по специальному заказу императрицы мастерами Венецианской академии художеств, а знаменитые живописцы С. Торелли и С. Бароцци писали свои плафоны непосредственно во дворце. В причудливых лепных рамах на фоне неба и облаков с изысканной грацией разыгрывают незатейливые сценки мифологические герои. Орнаментальные росписи, живописные панно украшают и сцены залов.
Стеклярусный кабинет дворца принадлежит к уникальным явлениям декоративно-прикладного искусства, не имеющим аналогов. Под руководством француженки Мари де Шель девять русских золотошвеек за полтора года вышили разноцветным шёлком – синелью двенадцать панно. Фон вышивок набран из перламутрового стекляруса, эффектно оттеняющего неяркую гамму шелков. Мозаичная мебель из цветных смальт, изготовленных М. Ломоносовым, дополняет эффектное убранство помещения.
В ансамбле «Собственной дачи» Павильон Катальной горки и сегодня занимает исключительное место. Вознесённый над береговой террасой, увенчанный куполом павильон представляет собой трехэтажное здание высотой 33 метра. Когда-то он был главным архитектурным элементом сложнейшего инженерно-технического сооружения. Прообраз императорской Катальной горки – ледяные горы, катание с которых было в России одной из самых распространенных забав.
Несомненно, что самым грандиозным сооружением такого рода были Ораниенбаумские горы, построенные в 1762-1774 годах. В их комплекс входили скаты, павильон и крытая галерея-колоннада. Спуск начинался с третьего этажа павильона. Длина ската, примыкавшего к павильону, составляла 532 метра, а крыша служила местом прогулок. Сама Екатерина II с любимым внуком – будущим императором Александром I– спускалась с этих горок. До наших дней от былого сооружения сохранился только Павильон.
Павильон Катальной горки
Внутреннее убранство здания, помещения которого пронизаны светом и воздухом, великолепно. Росписи, лепка и позолота украшают его стены, своды и потолки. Здесь сохранился единственный в России пол из искусственного мрамора. Подлинной жемчужиной Павильона является Фарфоровый кабинет. Выполненный в Мейсене, он в аллегорической форме прославлял победу русского флота при Чесме (1770) во время русско-турецкой войны.
Большой участок для Собственной дачи Екатерины II, с продольными и поперечными аллеями, был разбит у Китайского дворца с северной стороны. Парк Собственной дачи в ХVIII веке был регулярным, однако в начале ХIХ столетия он соединился с новым участком и превратился в пейзажный. В это время создаётся Английская дорога, словно специально созданная для уединённых прогулок. В 1830-е годы знаменитый садовник Джозеф Буш начал формировать новый обширный район парка между Собственной дачей и Петерштадтом, и здесь появились тенистые рощи и луга.