"...Дней Александровых прекрасное начало..."

"...Дней Александровых прекрасное начало..."


"...Дней Александровых прекрасное начало..."

В ХVI столетии Хмелита принадлежала князьям Буйносовым-Ростовским, ведущим свой род от Рюрика, а в конца ХVII века перешла к Грибоедовым. Первый владелец из этого рода стрелецкий полковник Семён Фёдорович был близок ко двору царевны Софьи Алексеевны, дружен с князем С.С.Голицыным – её фаворитом, участвовал в первых постановках придворного театра. Большинство Грибоедовых-мужчин служило в ту пору в Преображенском полку. Следующий владелец был воеводой в Дорогобуже, а затем – комендантом Вязьмы.

«Богатое каменное поместье» в Хмелите было сооружено дедом великого драматурга Фёдором Алексеевичем в середине ХVIII столетия и являло собой классическую русскую усадьбу. Её парадную часть составляли «дом господский каменный о двух этажах с четырьмя флигелями, при нём два сада: первый иррегулярный, другой регулярный с глухими и открытыми аллеями, в нём имеются разные хорошие цветники с каменными статуями...». По сути, хмелитский дом, построенный в 1750-53 гг. в стиле елизаветинского барокко, был дворцом с атмосферой барской роскоши. В 1759 году здесь освятили внушительных размеров усадебный храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

park fasad hmelit

(На фото: Усадьба "Хмелита")

О прекрасно налаженном хозяйстве поместья с конным и винокуренным заводами, манежем, скотным двором, разнообразными и многочисленными мастерскими говорит любопытный документ – Опись имения 1781 года. Тогда в Хмелите обитали: «...музыканты, певчие, архитекторы... берейторы, егеря, кондитеры, водошники, которые делают для домашнего расхода разных сортов водку, кузнецы, слесари, столяры, кухмистеры, ткачи, которые работают немецкие скатерти, живописцы, золотари, лаковщики, переплётчики, седельники, сапожники, башмачники, портные мужские и женские, медники, ружейники, колесники, ложечники, штукатурщики, каменщики, плотники, печники, повары, бердовщики, суконщики, свечники, бочкари, кирпичники, кожевники, да женского разного мастерства золотошвеи, манжетные да кружевные плетошницы».

Хмелита – место сосредоточения интеллектуальной и творческой жизни большой округи. В этом богатом и роскошном имении протекала юность Александра Грибоедова, пришедшаяся на «... дней Александровых прекрасное начало...». (Жизнь же в московском родительском доме была намного скромнее). Семью владельца Хмелиты, кроме самого Алексея Фёдоровича (дяди писателя), составляли его дочь от первого брака с А.С.Одоевской – Елизавета («Элиза», в 1817 году венчавшаяся в Хмелите с И.Ф.Паскевичем – героем войны 1812 года), супруга Анастасия Семёновна, урождённая Нарышкина и дочь Софья.
В усадьбе была библиотека, портретная галерея, домашний театр, где ставились пьесы Д.И.Фонвизина. Здесь гостили Н.П.Панин, С.А.Хомяков, И.Д.Якушкин, Д.И.Уварова, представители известнейших дворянских фамилий Лыкошины (состоявшие в родстве с Грибоедовыми), Нахимовы, Озеровы, Радищевы, Разумовские, Станкевичи, Татищевы, Шереметевы. Ближайшими соседями Грибоедовых были Уваровы, Нахимовы, Рибопьеры. В их усадьбах – Холм, Волочек, Новое Село – также были приняты балы, собрания, «домашняя музыка»...
«В это время домашняя музыка и домашние театры были делом моды, тогда всякий зажиточный помещик имел непременно оркестр и даже театр свой. Эта роскошь оркестров держалась в самом большом разгаре до нашествия французов, которое дало первый толчок обеднению помещиков, после французов оркестры стали редеть», – писал в своих воспоминаниях А.И.Барышников, один из смоленских знакомых – соседей А.С.Грибоедова. В дворянских гнездах много музицировали. Замечательными музыкантшами были хмелитские барышни Грибоедовы – Мария Сергеевна и Елизавета Алексеевна. Обращали на себя внимание и домашние библиотеки с широким кругом чтения образованного дворянства. Едва ли не самым значительным здесь представляется увлечение французской литературой.

park

(На фото: Парк усадьбы "Хмелита")

Жизненный уклад русской усадьбы составляли хозяйственные заботы по имению, строительство господских домов и усадебных церквей, увлечение литературой и театром, создание художественных коллекций и библиотек, музыка, охота, «по всей форме бал», «обеды, ужины и танцы».

А.С.Грибоедов, покинувший Хмелиту и учившийся в Московском университете, 26 июля 1812 года оставляет учебу, и добровольцем поступает в Московский гусарский полк в чине корнета. Затем Грибоедов в списке лиц, состоящих при командующем кавалерийскими резервами А.С.Кологривове в Брест-Литовске. Здесь совместная служба свяжет братскими узами Грибоедова с братьями Дмитрием и Степаном Бегичевыми. Последний станет самым верным другом писателя.

В окружении Грибоедова более сотни имен смолян – участников войны с Наполеоном. Среди них – его дальние родственники В.И.Лыкошин и И.Д.Якушкин. Ф.Н.Глинка известен не только своим участием в войне, но и как признанный поэт, литератор, автор «Писем русского офицера». Его родной брат С.Н.Глинка – редактор журнала «Сын Отечества», первый московский ополченец. Вяземскими и гжатскими помещиками были отличившиеся в боевых действиях Д.В.Васильчиков и М.Е.Храповицкий.

В годы Отечественной войны 1812 года Хмелиту занимали французы, в ней останавливался маршал Ж.Мюрат. После перелома в войне здесь базировался партизанский конный отряд генерал-майора И.М.Бегичева. Возвратившись из эвакуации, Грибоедовы восстановили пришедшее в упадок имение.

prud hmelita

(На фото: Маленький пруд в усадьбе)

Во владении семьи Грибоедовых Хмелита находилась полтора столетия. Безусловно, что Александр Сергеевич Грибоедов почерпнул здесь интереснейшие наблюдения, которые воплотились в его бессмертной комедии «Горе от ума», а «калейдоскоп хмелитских лиц» ярко отразился на её страницах. Типы Чацких, Фамусовых, Скалозубов, Репетиловых, безусловно, обитали в этих краях, также как и в столицах или губернских городах.

Новый период культурного расцвета усадьбы связан с именами последних её владельцев – Владимира Александровича Волкова и его супруги Варвары Петровны, урожденной Гейден. Усадьба принадлежала им в 1892-1917 годах. Понимая огромную историческую и мемориальную ценность этого места, они сделали первую попытку его музеефикации. В.П.Волкова пыталась создать в барском доме музей и после 1917 года, когда в нем расположился Народный дом. Однако всё оказалось тщетным.

Лишь в 1970-е годы после приезда в Хмелиту выдающегося реставратора П.Д.Барановского и его учеников, проект получил реальные очертания. Восстановительные работы возглавил реставратор, искусствовед Виктор Евгеньевич Кулаков, ставший затем бессменным директором музея.

Сегодня возрождены не только архитектурные объёмы великолепного дворца, но и внутреннее художественное убранство всех парадных залов. Собраны уникальные коллекции, не только характеризующие жизнь и творчество великого русского комедиографа, но и раскрывающие лучшие, высокохудожественные стороны искусства интерьера дворянской усадьбы. Восстанавливается парковое пространство – ландшафт, архитектура малых форм – «затеи», водные пространства.

Государственный музей-заповедник А.С.Грибоедова «Хмелита» сегодня – это крупное музейное объединение, включающее в себя Музей выдающегося флотоводца П.С.Нахимова, усадьбу Богородицкое и воинский мемориал «Богородицкое поле».