«Плоды среди корзин смеются…»

«Плоды среди корзин смеются…»


«Плоды среди корзин смеются…»

DERZHAVIN MUS GARDEN 077

 (Центральный корпус дома Г.Р. Державина на Фонтанке в Петербурге. Современный вид)

В 2003 году в Петербурге, на берегу реки Фонтанки, в городской усадьбе, которая принадлежала выдающемуся поэту и государственному деятелю Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816), открылся новый музей. Хотя от первоначального убранства сохранилось немногое, но в процессе восстановления реставраторы стремились максимально приблизиться к организации внутреннего пространства в соответствии с традициями городской усадьбы русского классицизма начала XIX века.

Понятие «русская усадьба», сформировавшееся в тот период, подразумевало не только художественный ансамбль зданий, но и особый характер убранства поместья. Часто предметы, окружающие хозяев, представляли подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры. Важнейшим структурным элементом усадьбы были специальные павильоны, места, отведённые для игр, как тогда говорилось – «для рекреации», т.е. праздника, отдыха, восстановления душевных сил. Они располагались в самых живописных уголках парка. Умело использовались и возможности ландшафта.

Однако во второй половине XIX века в связи с уплотнением застройки городские усадьбы потеряли важнейшее составляющее – парковое окружение и хозяйственные постройки. Но усадьба Державина представляет собой редкое исключение.

Известно, что в духовной жизни семьи поэта большую роль играло новгородское имение Званка. В 1798 году Державин и его вторая жена Дарья Алексеевна, урожденная Дьякова (1767-1842), построили на высоком берегу Волхова деревянный господский дом с бельведером и полуциркульными окнами, колоннадой на высоком крыльце и лестницей, уступами спускавшейся к реке.

В Званку Державины приезжали ежегодно в мае, с родственниками, домочадцами и многочисленной челядью, а возвращались в столицу лишь поздней осенью. Судить о том, как именно выглядела усадьба, мы можем лишь по изображению, служившему фоном портрета Дарьи Державиной, написанного В.Л.Боровиковским в 1813 году. В годы Великой Отечественной войны Званка была разрушена.

Городская усадьба Державина представляет собой один из немногих сохранившихся в Петербурге комплексов, дающих представление об этом типе русской гражданской архитектуры. В 1791 году, вскоре после возвращения из Тамбова, где поэт в 1785-1788 гг. губернаторствовал, супруги приобретают обширный участок на южном берегу Фонтанки, между Измайловским и Обуховским мостами, ныне дом №119. В этот год Державин был назначен статс-секретарём Екатерины II, но не угодив ей, уже в 1793 году был отставлен от службы.

bust litovchenko

(на переднем плане - бюст поэта работы М.Т. Литовченко)

Строительство нового усадебного дома велось на участке, принадлежавшем сенатору и писателю И.С. Захарову. Его создателем был архитектор Конторы строений домов и садов Г.П. Пильников – мастер классицизма, окончивший Академию художеств. Державины расширили главный корпус и пристроили к нему симметричные флигели. Двор опоясывала галерея свободно стоящих сдвоенных колонн. Такая же открытая галерея-колоннада соединяла флигели, выходящие на набережную. За домом был распланирован пейзажный сад с прудами, протоками, живописными мостиками, перекинутыми через них, и романтическими беседками.

В реконструкции усадьбы принимал участие друг поэта и родственник его жены, архитектор Николай Александрович Львов (1753-1803). Его новаторские идеи оформления интерьеров, инженерные находки успешно применялись при создании дома Державиных. Так, камины служили своеобразными кондиционерами. Через отверстия в наружной стене поступал свежий воздух, который, проходя через специальный змеевик, нагревался и поступал в вазы, стоящие рядом с камином и наполненные водными ароматизаторами. Н.А.Львов также изобрёл «паровую кухню», в которой с помощью пара готовили еду и нагревали для домашних нужд воду.

Дом на Фонтанке стал излюбленным местом собраний Львовско-Державинского литературно-художественного кружка, в который входили В.В. Капнист, И.И. Хемницер, М.Н. Муравьев, И.И. Дмитриев, А.А. Оленин, Н.М. Карамзин, Н.И. Гнедич, А.С. Шишков, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.И. Мусин-Пушкин, А.С. Хвостов, С.П. Жихарев, П.Л. Вельяминов, П.И. Соколов и др.

Излюбленным местом для сборов кружка была уникальная Соломенная гостиная, выходящая в сад. Её стены были покрыты соломенными панно, расшитыми разноцветной шерстью. Подобный декор стен был популярен в XVIII веке. Яркий пример тому – Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме со стенами, украшенными соломенными панно с вышивкой синелью и стеклярусом. Обои в то время (даже недавно появившиеся бумажные) крепились не к стене, а к холсту, который натягивался на деревянную раму. Техника изготовления обоев была довольно сложной, но эффект от подобного декора того стоил.

По всей видимости, идея подобного оформления принадлежала Н.А. Львову. Мастерицы из его имения работали под началом супруги Львова Марии Алексеевны. В стихотворении «К Н.А.Львову» Державин даёт описание мотивов, которые были использованы в вышивке:

Целуя раскрасневши щеки,
На пяльца посмотреть велит,
Где по соломе разной шерстью
Луга, цветы, пруды и рощи
Градской своей подруге шьет.

Именно это описание и послужило отправной точкой при восстановлении гостиной. Обои сохраняют нежный золотистый тон. В обрамлении лент, цветов и трав помещены медальоны с природными мотивами, букетами и птицами.

Ещё одной достопримечательностью державинского дома является Столовая – одно из самых больших помещений, окна которого выходят в сад. Здесь за огромным столом собирались близкие и друзья поэта. Описание державинских обедов-«пиров» находим в его стихотворении «Приглашение к обеду»:

Шекснинска стерлядь золотая,
Каймак и борщ уже стоят,
В графинах вина, пунш, блистая
То льдом, то искрами манят.
С курильниц благовонья льются,
Плоды среди корзин смеются...
Хозяйка статная, младая,
Готова руку протянуть...

Обустройством дома занималась Екатерина Яковлевна, первая жена Державина. Она умерла в 1794 году, когда было полностью завершено строительство дома и оформлены почти все интерьеры. К этому же времени за главным домом на территории усадьбы появились Кухонный и Конюшенный служебные корпуса, выполненные по проекту Г.П.Пильникова. Дом и усадьба сохраняли свой первоначальный облик вплоть до середины XIX века.

derzhavina

(Портрет Дарьи Алексеевны Державиной на фоне имения "Званка". 1813. Холст, масло)

После смерти Державина (1816) и его второй жены Дарьи Алексеевны (1842) дом пустовал, и в 1846 году его приобрела римско-католическая духовная коллегия. Барский дом планировкой и убранством не соответствовал нуждам нового учреждения. Перестройка и приспособление здания под канцелярии, архивы и квартиры служащих, коснулись не только внутренней планировки, но и внешнего облика здания. В XX веке дом пережил ещё один трагический период: в 1924-1998 гг. там были густонаселенные коммуналки.

21 февраля 1998 года усадьба и сад были переданы Всероссийскому музею им. А.С. Пушкина, и был создан музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени. Большая работа по воссозданию первоначальных интерьеров проводилась под руководством директора музея С.М. Некрасова и его заместителей – Т.Н. Моховой (по реставрации) и Р.В. Иезуитовой (по научной работе).

Ныне возрожденная петербургская усадьба Державина, являясь типичным образцом архитектурного ансамбля городской застройки, как во внешнем своем облике, так и в интерьерах, несёт самые характерные черты, свойственные русскому искусству конца XVIII – начала XIX веков.