УСАДЬБЫ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

УСАДЬБЫ Г.Р.ДЕРЖАВИНА


 УСАДЬБЫ  Г.Р.ДЕРЖАВИНА

Искусствоведы Ю.В. Мудров и А.Ю. Мудров рассказывают о городской усадьбе Гавриила Романовича Державина

В 2003 году в Санкт-Петербурге был открыт музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени. Экспозиция нового музея, который является филиалом Всероссийского музея А.С. Пушкина, была создана в городской усадьбе, на берегу реки Фонтанки, которая принадлежала Гавриилу Романовичу Державину (1743-1816), выдающемуся поэту и государственному деятелю.

Сегодня от первоначального убранства сохранилось немногое, но в процессе восстановления сотрудники музея стремились максимально приблизиться к организации внутреннего пространства в соответствии с традициями городской усадьбы русского классицизма  первой четверти XIX века. 

 Понятие «русская усадьба» сформировалось в XIX веке. Под ним подразумевается не только художественный ансамбль зданий, но и особый характер убранства поместья, как городского, так и сельского. Известно, что часто предметы, окружающие хозяев, представляли подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, а их  расположение предполагало   определенный   образ   жизни в усадьбе.   

Важнейшими структурным элементом усадьбы были и специальные павильоны, зоны, отведенные для игр (как тогда говорилось – «для рекреации», то есть праздника, отдыха, восстановления душевных сил). Они располагались в самых живописных уголках парка.

Умело использовались возможности ландшафта. Такие формы декоративного оформления усадьбы, как садовая беседка в виде ротонды, часто помещались на высоком месте. Обширные цветочные палисадники партером располагались перед барским домом, они становились предметом заботы и ботанического эксперимента. 

Говорить о городской усадьбе сложно в силу того обстоятельства, что за редчайшим исключением, она потеряла важнейшее составляющее – парковое окружение и хозяйственные постройки. Этот процесс начался уже во второй половине XIX века в связи с необходимость уплотнения городской застройки и продажи садово-парковых зон. 

Городская усадьба Г.Р. Державина составляет редкое исключение, что было связано с ее  топографией  -  расположением   за рекой  Фонтанкой, в том районе, который был средоточием подобного рода усадебной застройки. 

Известно, что в духовной жизни Г.Р. Державина и его супруги большую роль играло времяпрепровожденье в новгородском имении Званка. В 1798 году по советам, а, возможно, чертежам Н.А. Львова, Державин и его вторая жена Дарья Алексеевна, урожденная Дьякова (1767-1842), построили на высоком берегу Волхова удобный деревянный господский дом. Он был украшен бельведером с полуциркульными окнами, колоннадой на высоком крыльце, лестницей, уступами спускавшейся к реке Волхов. 

В доме были разные инженерные затеи, которые так полюбились хозяевам еще в петербургском доме. В Званку Державины приезжали ежегодно в мае с родственниками, домочадцами и многочисленной челядью. А возвращались в столицу лишь поздней осенью. В этом месте поэту хорошо работалось, что нашло свое отражение в его сочинениях. Судить о том, как именно выглядела эта усадьба, мы можем лишь по редким изображениям, и прежде всего,  по изображению, служившему фоном портрета Дарьи Алексеевны Державиной, написанном В.Л. Боровиковским в 1813 году. Державина указывает рукой в глубину картины, где на высоком берегу изображен барский дом. * Многое из «жизни Званской» Державины перенесли в быт городской усадьбы. 

           Порой дом, убранство интерьера могут сказать о привычках, вкусах его владельца так много, как не скажет иная характеристика. Жилище индивидуально, но при этом оно несет некие общие черты, которые формируются временем, модой и техническим развитием. В конце XVIII – начале XIX века в России сформировался определенный тип городской усадьбы, которая, конечно, в каждом отдельном случае имела свои особенности, но существовал и обязательный минимум помещений, каждое из которых имело свое функциональное предназначение. 

Так петербургский особняк имел три этажа, к основному зданию примыкали боковые флигеля, которые соединялись с основным зданием дугообразными или  «г» - образными переходами меньшей этажности. Таким образом, комплекс усадьбы приобретал «п» - образную композицию, образовывал парадный двор – курдонер,  обычно, украшенный цветником и имеющий удобные, широкие проезды. Таков по композиции и усадебный дом Г.Р. Державина на реке Фонтанке. 

               Городская усадьба Г.Р. Державина представляет собой один из немногих сохранившихся в Санкт-Петербурге комплексов, дающих представление об этом типе русской гражданской архитектуры.  В 1791 году, вскоре после возвращения из Тамбова, где  наш герой – Г.Р. Державин губернаторствовал в течение трех лет (1785-1788), супруги приобретают обширный участок на южном берегу Фонтанки, между Измайловским и Обуховским мостами, ныне дом №119. В этот год Державин был назначен статс-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, уже в 1793 году был отставлен от службы. 

Строительство нового усадебного дома велось на участке, принадлежавшем сенатору и писателю И.С. Захарову. Сооружение «вчерне» каменного двухэтажного дома было начато первыми владельцами. Его создателем был архитектор Конторы строений домов и садов Г.П.Пильников. Мастер классицизма, закончивший Академию художеств. Он много работал в пригородах, а в 1780-м спроектировал и построил дом, который станет «державинским».  Дом  расположился в глубине участка, но  Державины расширили главный корпус и пристроили к нему симметричные флигеля, обращенные к реке Фонтанке. Двор опоясывала галерея свободно стоящих сдвоенных колонн. Такая же открытая галерея – колоннада, соединяла флигеля, выходящие на набережную. За домом был распланирован пейзажный сад с вырытыми прудами, протоками, живописными мостиками, перекинутыми через них и романтическими беседками. В реконструкции усадьбы принимал участие друг поэта и его родственник по жене, архитектор Николай Александрович Львов (1753-1803).  Г.Р. Державин обращался с просьбой о завершении дома к  Н.А. Львову такими стихами:

Зодчий Аттики, преславный

Мне построй покойный дом

Вот черты и мысли главны

Здесь начертаны пером

На брегу реки Фонтанки.

Этими строками Г.Р. Державин точно характеризует приоритеты Н.А. Львова, хорошо знавшего зодчество античной Греции и был верным последователем Андреа Палладио, итальянского архитектора XVI века, умело сочетавшего в своих проектах красоту и практичность. 

Архитектор отличался многими талантами, и новаторские идеи оформления интерьеров, инженерные находки успешно применялись им при создании дома Державиных. Так камины в доме служили своеобразными кондиционерами: в наружной стене дома были сделаны отверстия, через которые поступал свежий воздух. Он проходил через специальный змеевик в камине, где нагревался и поступал в вазы, стоящие рядом с камином, наполненные водными ароматизаторами.  В вазах имелись решетки, через которые свежий и чуть теплый воздух приятного запаха поступал в комнаты. Н.А. Львов также изобрел «паровую кухню»,  в которой с помощью пара готовили еду и нагревали для домашних нужд воду. 

                  Дом на Фогнтанке был  не только «семейным очагом», но и  излюбленным местом собраний Львовско-Державинского  литературно – художественного кружка. А в него входили также В.В.Капнист, И.И.Хемницер, М.Н.Муравьев, И.И.Дмитриев, А.А.Оленин, Н.М.Карамзин, Н.И.Гнедич, А.С.Шишков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов, А.И.Мусин – Пушкин,  А.С.Хвостов, С.П.Жихарев, П.Л.Вельяминов, П.И.Соколов, другие.

                  Среди комнат, служивших местом для таких сборов, была и  Соломенная гостиная. (Учитывая экологическую специфику нашей газеты, остановимся на ней особо!). Она по праву считалась уникальным интерьером дома Державиных, о чем писали современники. Так из воспоминаний М. Ф. Ростовской явствует, что одна из гостиных «… была соломенной, эти обои были что-то такое необыкновенное».

Стены этого  небольшого зала, имевшего выход в сад, были затянуты соломенными панно расшитыми разноцветной шерстью. Традиция подобной декорировки стен была популярна в XVIII веке. Яркий пример тому – Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме, где стены были украшены аналогичными соломенными панно с вышивкой  синелью и стеклярусом.   В XVIII веке любые обои (даже недавно появившиеся бумажные) крепились не к стене, а к холсту, который натягивался на деревянную раму.  Техника изготовления обоев была довольно сложной, но эффект от подобного декора стоил того. 

С большой долей уверенности можно считать, что идея подобного оформления принадлежала Н.А. Львову. Мастерицы из его имения работали над началом супруги Львова Марии Алексеевны. Работа была кропотливой и в письме от 18 сентября 1794 года Г.Р. Державин пишет:  «… попроси, пожалуй, от меня милою мою Марью Алексеевну, что как я намерен в рассуждении отстройки дома план покойной (супруги) выполнить в точности,  … нужно окончить и бордюры к соломенным обоям, которые шьются у Марьи Алексеевны, и за ними дело стало, то прошу ими поспешить и доставить ко мне, чем много одолжите и память покойной увенчаете». 

Двумя годами ранее в стихотворении «К Н.А. Львову» Г.Р. Державин дает практически единственное описание мотивов, которые использованы были в вышивке. Он описывает занятия М.А. Львовой:

Целуя раскрасневши щеки, 

На пяльца посмотреть велит

Где по соломе разной шерстью

Луга, цветы, пруды и рощи

Градской своей подруги шьет.

                 Именно это описание и послужило отправной точкой при восстановлении картинных соломенных обоев.  Обои сохраняют нежный золотистый тон. В обрамлении лент, цветов и трав помещены медальоны с природными мотивами. Кроме того, в аналогичные «рамы» помещались букеты и птицы. 

                                У нас нет возможности рассказать обо всех примечательных залах и комнатах Державинского дома. Но, невозможно не упомянуть и о Столовой, одном из самых больших помещений, окна которой выходили в сад. В этом светлом зале за большим обеденным столом собирались близкие и друзья поэта.

                              Описание праздничных державинских обедов – «пиров» находим в его стихотворении «Приглашение к обеду»:

                             «Шекснинска стерлядь золотая, 

                              Каймак и борщ уже стоят,

                               В графинах вина, пунш, блистая

                               То льдом, то искрами манят.

                               С курильниц благовонья льются,

                               Плоды среди корзин смеются…

                               Хозяйка статная, младая,

                               Готова руку протянуть …».  * *

                                Стихотворение, написанное в доме на Фонтанке, однако, имеет подзаголовок  «Архиепископу Евгению. Жизнь Званская». Это не только описание роскошного застолья, но и воспоминания о Званке, об адресате этого поэтического послания. Преосвященный Евгений (Болховитинов) был также известным историком и литератором, входившим в «державинский литературный круг», проживавший в Хутынском монастыре, неподалеку от Званки. 

Обустройством дома занималась Екатерина Яковлевна Державина – первая жена поэта. Она умерла в 1794 году, когда было полностью завершено строительство дома и оформлены почти все интерьеры.  К этому же времени за главным домом на территории усадьбы появились Кухонный и Конюшенный служебные корпуса, выполненные по проекту  Г.П. Пильникова.  Дом и усадьба сохраняли свой первоначальный облик вплоть до середины XIX века. 

После смерти Г.Р. Державина в 1816 году и его второй жены Д.А. Державиной в 1842 году, дом несколько лет пустовал, пока его не приобрела в 1846 году римско – католическая духовная коллегия. Барский городской дом планировкой и убранством не соответствовал нуждам нового учреждения. Перестройка  и приспособление здания под канцелярии, архивы и квартиры служащих, коснулась не только внутренней планировки, но и внешнего облика здания. В XX веке  державинский дом перенес еще один трагический период в своей истории. С 1924 до 1998 год усадьба существовала как обычный жилой дом с густонаселенными квартирами.  21 февраля 1998 года усадьба и сад были переданы Всероссийскому музею имени А.С. Пушкина, где и был создан музей Г..Р. Державина и русской словесности его времени. В нем со всевозможной тщательностью были реконструированы интерьеры в их первоначальном обличии настолько,  насколько это было возможно. Большая работа была проведена под руководством директора музея С.М.Некрасова, его заместителей – Т.Н.Моховой (по реставрации) и Р..В.Иезуитовой (по научной работе). 

Ныне возрожденная, петербургская усадьба Г.Р. Державина, являясь типичным образцом архитектурного ансамбля городской застройки, как во внешнем своем облике, так и в интерьерах, несет самые характерные черты, свойственные искусству конца XVIII - начала XIX века.


* Званка разрушена в годы Великой Отечественной войны

* * Шекснинска стерлядь – стерлядь, выловленная в реке Шексна

  Каймак – сливки с топленого молока, пенки.


Авторы:

Алексей МУДРОВ – искусствовед, научный сотрудник Всероссийского музея А.С.Пушкина

Юрий МУДРОВ - искусствовед музея-заповедника "Павловск"